СЧАСТЬЕ ЕСТЬ!
Главная Праздники Гуканне весны - 14 марта

Гуканне весны - 14 марта

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне - "Гуканне вясны". Перевести название можно, как зазывание весны на землю. В дохристианские времена этот праздник выпадал на начало года, а в современном календаре он занял 14 марта. Однако как таковой определенной даты у этого обряда нет, ведь "гуканне" вясны - это те дни, когда уже невооруженным взглядом видно - весна пробивается, снег тает, метели остаются лишь в памяти и, хоть на улице грязно и сыро, но все знают, что пришла весна. Так что неделя вправо, неделя влево ситуации не меняет. Ритуалы, связанные с "гуканнем" весны продолжались у наших предков, пока землепашцы не выходили на поле подготавливать почву под весенние посевы.

Несомненно, весну везде и всегда ждали. Ждали тепло и солнце. Неудивительно, что с приходом этой поры года народ связывал различные магические действия и ритуалы. Человек просто очень-очень хотел приблизить, ускорить приход тепла и весны, которая представлялась ему красивой молодой девушкой. В весенних обрядах её звали на землю, ей приносили жертвоприношения, для неё, и только для неё, играли в различные игры, водили хороводы, пели, а также просили солнце быстрее согреть земельку. Такие многогранные, сложные и нам непонятные действия у восточнославянских, в ту пору - ещё языческих, народов получили довольно распространенное название - "гуканне вясны".

Однако не секрет, что христианство существует на наших землях уже много столетий. Одна из мировых религий естественно и самым естественным образом повлияла на местные языческие традиции, смешивая и оттесняя их. Всё больше и больше. Поэтому нередко "гуканне" весны совпадает с Добровещеннем или Сороками, которые являются уже христианскими или частично христианизированными праздниками. Отмечаются они во время поста, что немного противоречит языческой традиции, ведь, наверняка, наши предки, устраивали пышные застолья в честь юной девушки - весны. Слишком велик повод. Однако на нашей территории есть исключения - в южных районах Гомельской и Брестской областях где-нигде зовут весну и до начала поста. Именно тут и сохранились данные традиции в более "чистом" виде, нежели на всей территории нашей страны.

Ритуальные весенние празднества повсеместно начинались сжиганием чучела зимы. На высоких погорках, за селами молодежь разводила огни, на которых "палілі зіму": сжигали льняное "мелле", которого было достаточно в каждом дворе после обработки льна, старую одежду и обувь, и просто старые ненужные вещи. Около огня играли в разные игры - догонялки, салочки, фанты. Я привожу только современные названия тех стародавних игр, чтобы было просто понятней. Также молодежь перескакивала через огонь, для того, чтобы избавиться от всего плохого, от болезней и от присутствия зимы в душе, т. е от депрессии. Этот огненный обряд имеет много общего с масленичной обрядностью и Купалем. Что и неудивительно, ведь Масленица приходилась на начало года и совпадала с весенним солнцестоянием, Купале же отмечается также в честь солнцестояния, но только летнего.

Параллельно со скачками через огонь, который представлял собой образ тепла и солнца, молодые люди пели "песні - вяснянкі":

Благаславі, маці,

Вясну гукаць, у-у!

Вясну гукаць,

цёплага лета

Дажджа..., у-у!

Дажадаць.

-Ой, вясна, вясна

Вясняна…, у-у!

В некоторых районах белорусского Поднепровья, кроме зажигания большого костра, с давних времён был известен обряд сжигания колеса. Молодежь шла на берег реки или озера. Парни делали небольшой плот, на котором закрепляли старое колесо от какой-нибудь повозки. Затем колесо поджигали и пускали плот на воду. Огненное колесо, как можно догадаться, символизировало собой Солнце, которому поклонялись наши предки-язычники. Пока пылающее колесо было в поле зрения молодежи, все пели весенние песенки, в которых обращались к солнышку:

Сонейка на прыпечак скацілася,

І зямліца ўсміхнулася

- Вазьмі, сонейка, у Бога дазволу

І спусцісь да долу.

Мы табе спяваемі,

Мы цябе ўсхваляем,

Прыходзь, мы цябе чакаем!

Наиболее интересный момент обрядов в честь весны - это хороводы, в которые молодые девушки зазывали весну. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, представляют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость. Есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. (Речь всё идет о солнце.) Выбирайте, что вам больше по душе, берите друзей, выходите на чистое поле, только не завязните в весенней грязи, и водите хороводы, пока всем не станет плохо. Может весна и солнце прислушаются к Вам, и согреют побыстрее наши бренные тела. Сто процентов - остальные жители нашей страны скажут Вам спасибо.

Кроме хороводов, в первые дни весны молодые люди признавались в любви друг другу, ведь недаром весна в народе ассоциируется с чистотой, красотой и любовью. Она, как бы дает возможность на полных основаниях попросить руки милой девушки или признаться ей в своих самых сокровенных чувствах. Кстати, дерзайте, ведь весны всего три месяца, а сделать надо, ой, как много.

Параллельно со всеобщим чувством любви, человека в эти ранние, но еще довольно холодные дни переполняли заботы о своей земельке, о будущем урожаи. С приходом весны запасы у наших предков скудели. "Прыгожа вясна ды галадна" - говорят в народе. Наши предки-земледельцы связывали с этим периодом все свои надежды на будущий урожай, который обязательно должен быть больше предыдущего. Поэтому весенние песни часто содержали просьбы к Богу, чуть раньше - к Солнцу, чтобы жить стало лучше, светлее и богаче. Что ж, совсем естественное желание любого нормального человека.

С ранней весной связывали многие приметы и поверья: "Калі сакавік сухі, у красавіку травы яшчэ не чакай", "Калі на лёд грыміць, тады вясна будзе халоднай" и т.д.

Человек ждал весну, как и мы, ведь она приносит долгожданное солнце, загар, теплые дни, когда без опаски можно скинуть надоедливые шубы и дублёнки, насобирать кучу весенних цветов и сплести себе красивый, разноцветный венок.

Приходи весна - нам так холодно без тебя.

Ольга Комягина

Мы в Твитере