Кушай и стройней - 11

Как встретить первоклассников

Первое сентября. В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя. Этот день в нашей стране является государственным праздником - Днем знаний. Для тех, кто идет впервые в школу, этот праздник - особый. Для них все — первое. Первый портфель и первый учебник, первый букет первой учительнице.

Закончилась торжественная линейка, и мы направляемся в класс. Дети заходят вместе с родителями. Родители усаживают детей за столы, некоторые пытаются устроиться тоже, но я вежливо прошу их выйти. Этому тоже есть свое объяснение: я считаю, что в первые минуты знакомства дети должны остаться наедине с учителем. Кроме того, после урока у детей и родителей будет о чем подробно рассказать друг другу. Во время урока многие родители, делясь между собой первыми впечатлениями, успевают познакомиться, а это тоже важно и полезно.

Несколько секунд в классе полная тишина - я рассматриваю детей, а они меня. Произношу фразу, без которой не обойтись в данном случае:

— Я ваша учительница, зовут меня (Имя-Отчество). Я очень ждала встречи с вами, думала о вас! Целых четыре года мы будем неразлучны в учебе, играх, походах. Каждый день я буду говорить вам: «Здравствуйте, ребята!» И вы в ответ будете здороваться со мной. Но не так, как делали это в детском саду. В классе принято на приветствие учителя отвечать наклоном головы, стоя при этом у своей парты. Давайте попробуем!

Выхожу из класса и прикрываю на секунду дверь, чем вызываю недоумение родителей. Вхожу вновь... Все получилось очень хорошо, мои малыши проиграли ситуацию с серьезнейшими лицами. Вижу, что стараются понравиться мне.

- Вас так много, а мне хочется познакомиться с вами. Скажите, ребята, герой какой сказки произносил такие слова: «Я не волшебник, я только учусь...» и начинал творить чудеса? (Маленький паж из сказки «Золушка»).

- Сейчас мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим-то маленьким сердечком: тук-тук! Тук-тук! Тише, ребята! Это чье-то сердечко зовет меня к себе.

Подхожу к мальчику, брат которого учился у меня, т.е. я заочно знакома с ним. Кладу ладонь на грудь малышу.

- Как громко оно стучит, похоже, что оно выстукивает мне его имя. Знакомьтесь, ребята, это Алеша Трухин.

Так же «слушаю сердечки» еще у двух малышей, с которыми знакома. Потом подхожу к любому и, прикладывая ладонь к груди, сетую на то, что уж слишком тихо оно бьется, ничего не слышу. (Можно разыграть и другую ситуацию).

- Я и свое сердце послушаю, интересно, что оно мне подскажет.

Добросовестно «слушаю» и свое сердце.

- Ну вот, теперь я знаю, что в нашем классе есть моя тезка! Вы догадались, ребята, кто это?

Если ребята не могут объяснить смысл слова «тезка», я разъясняю его и знакомлю детей с Танюшей. Беру ее руки в свои и прошу назвать фамилию.

- Расскажи нам, Таня, что ты видишь на доске.

На доске два листа ватмана, между ними три разноцветных шарика.

- Тебе, Танечка, кажется, что это самые обычные белые листы? Я же говорила вам, что я немножко волшебница! Сейчас вместе с вами мы сотворим небольшое чудо.

На одном из листов парафином написаны имена детей. Вызываю к доске двух помощников - одного читающего ребенка, другого нечитающего. Беру руку первоклассника, который не умеет читать, и вместе с ним смоченной в акварели ваткой закрашиваю часть листа.

РУСЛАН КСЮША КАТЯ ИГОРЬ ОЛЯ

Читающий ученик зачитывает появившуюся надпись: «Саша». Прошу подняться всех Саш (в нашем классе их оказалось восемь человек).

- Как же вас много, мне и вам, ребята, нужно хорошо всех запомнить, чтобы не запутаться. Посчитайте, сколько всего в классе Саш, сколько мальчиков, сколько девочек. У них одинаковые имена, значит, мы их тоже можем назвать тезками.

Каждый из детей называет свою фамилию. Аналогично проводится работа с другими именами, записанными на бумаге, но для закрашивания очередного имени я вызываю двух новых помощников.

Эмоциональный подъем у детей вызывает похвала, удивление учителя, высказанные в чей-то адрес: «Как хорошо ты читаешь!», «Какое редкое у тебя имя!», «У тебя такие добрые глаза!».

Два-три ребенка остаются пока безымянными.

- Ребята, что-то тревожно у меня на сердце, мне кажется, мы о ком-то забыли, кто-то потерялся, пока мы с вами чудесами занимались. Что кричат тому, кто заблудился?

Все вместе зовем: «Ау! Ау!» Ребятишки хохочут, а я прошу встать и представиться тех, с кем мы еще не познакомились.

— Ну вот, теперь мы со всеми познакомились. Вы оказались симпатичными ребятами, напрасно я волновалась перед нашей встречей. Мне нравится общаться с вами. А сейчас давайте сыграем в игру «Карусели».

Карусели, карусели.

Взмахи прямыми руками вперед-назад.

Мы с тобой в машину сели -

Изображаем, как держим руль автомобиля.

И поехали, и поехали...

Карусели, карусели.

Снова взмахи руками.

В вертолет с тобой мы сели —

Круговые вращения одной рукой над головой.

И поехали, и поехали...

Карусели, карусели.

Взмахи руками.

На лошадку с тобой сели -

Привстаем на носках, руками держим воображаемую уздечку.

И поехали, и поехали..

Карусели, карусели.

Взмахи руками.

В самолет с тобой мы сели.

Руки в стороны, покачиваемся.

И поехали, и поехали...

Карусели, карусели.

Все за парты тихо сели!

(В дальнейшем эта физкультминутка становится у детей любимой).

- Играете вы хорошо, а теперь отгадайте загадку:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга).

— Сейчас мы с вами попробуем сделать на белом листе бумаги красавицу радугу.

На втором листе парафином написаны пары слов, их нужно закрасить так, чтобы и слова появились парами.

МАМА ЖИЗНЬ

ДРУЖБА ЛЮБОВЬ

РОДИНА РОССИЯ

ДОМ МИР.

После закрашивания каждой полоски прошу детей высказаться.

- Почему, как вы думаете, именно эти слова поставлены рядом?

К этому моменту большинство детей уже чувствуют себя комфортно в классе. Поэтому дети свободно говорят удивительные вещи о любви родителей к детям, о том, что сильнее: дружба или любовь и т.д. Трудность вызывают пара слов: Родина - Россия, но мои наводящие вопросы помогают ребятам разобраться в значении этих слов.

Заканчивается наш первый урок выдачей подарков от школы - букварей. За время урока я успела заметить «самого грустного», «самого маленького» и «самого веселого» - имя дарю по шарику и в шуточной форме объясняю классу, за что ребята получают эти подарки.


Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий

:) Спасибо за интересный материал. Некоторые моменты включу в свой урок!

Гость 22.07.2009

8) интересно и для детей и родителей

Гость 15.08.2009

Очень интересно! Обязательно использую в работе. Спасибо.

Гость 24.08.2009

Спасибо за сценарий. Это то , что я искала.

Елена 24.08.2009

Сосибо за сценарий, по больше бы таких сценариев... Обьязательно его используюв паботе. 8)

Ольга 31.08.2009

а не подумают ли дети, что те, к кому она в первую очередь подошла, - станут любимчиками? :?:

Гость 20.01.2010

8) очень интересно я первый раз беру класс очень благодарна за помощ 8) 8)

виктория 06.08.2010

как можно выгнать родителей! у нас родители присутствуют в любом классе. они видят ребёнка, учителя, создаётся доверие и контакт, уважение к нелёгкой роли учителя.

Гость 11.08.2010

Спасибо за отличную идею! обязательно использую в работе

Гость 12.08.2010

спасибо огромное

Гость 27.08.2010

Ух, как интересно! Спасибо! Надо попробовать! 8)

Гость 03.08.2011

родители водили детей год на подготовительные занятия и доверяют учителю. А если это не так - это их проблемы

Гость 21.08.2011

Спасибо, интересно. И правильно, что родители за дверями. Дети знают, что мама и папа недалеко и уже привыкают к школе.

Лариса 25.08.2011

просто и изысканно, но с душой)) спасибо Вам)))

Гость 26.08.2011

Очень здорово, обязательно попробую!!!!!!!!!!

Гость 30.08.2011

Виктории (отзыв от 06. 08.) Как можно брать и у ч и т ь класс, если Вы слово ПОМОЩЬ пишите без мягкого знака?

Антонина 21.08.2012

спасибо огромное за урок, очень интересный

ость 27.08.2012
Мы в Твитере